Как выстроить взаимоотношения с ребенком, чтобы он вас слышал и понимал?

Часто родители не знают как поступить с непослушанием ребенка. Как себя в этой ситуации вести? Наказать или простить? Сделать вид, что ничего не случилось или выяснять отношения с ребенком. Данные рекомендации детского психолога, помогут разобраться в этом. Рекомендации от педагога-психолога детского сада «Снежинка» с. п. Нижнесортымский — Балабановой Елены Викторовны, посвящены вечной проблеме понимания и выстраивания отношений между родителями и детьми.

Как выстроить взаимоотношения с ребенком, чтобы он вас слышал и понимал?

Рекомендации педагога-психолога:

  • Создать атмосферу принятия ребёнка. Ребёнок должен почувствовать, что он любим и важен для вас! Что принимаете, его любым и когда, он хорошо ведет себя и когда хулиганит. Найдите время, чтобы провести его только с этим ребенком. Пусть, это будет 15 минут в день, но на эти 15 минут, вы бросаете все дела. Остальные дети проводят время с папой и бабушкой (родственниками, друзьями или людьми, которым вы доверяете и можете рассчитывать на их поддержку).
  • Найдите, то занятие, которое будет вам по душе обоим, чтобы вы получали удовольствие от совместно проведенного времени. Это могут быть не только игры с ребёнком, но и прогулки на свежем воздухе, возможность что-то смастерить вдвоем, чтение сказок, посещение различных мероприятий (концертов, соревнований, конкурсов, выставок).
  • Ребенок нуждается в правилах! Он должен чувствовать властную заботу взрослого, который при необходимости защитит и поможет. Задача взрослого, объяснить, что можно делать, а что нельзя и добиваться выполнения правил ребёнком! Научить самостоятельно регулировать своё поведение.
  • Плохое поведение не прекратиться, и будет усиливаться, если оставить его без внимания. Если хотите, что-то поменять в поведении ребёнка, определите зачем? Обсудите, это с членами семьи, заручитесь их поддержкой. Зафиксируйте, это на бумаге. Ведите календарь достижений ребёнка. Обсудите вместе с ребёнком, что вам его поведение не нравится, что беспокоит, и предложите, подумать, что вместе, вы можете сделать, чтобы исправить ситуацию. Например: «Как так получилось, что…. (причина расстройства родителей). Меня, эта ситуация, очень расстраивает. Мне не нравится, что…(причина проступка). Я хочу, чтобы… (высказываете от своего лица обеспокоенность происходящим). Давай, подумаем, что мы можем для этого сделать? Как бы, ты хотел, чтобы тебя поощряли за хорошее поведение, и как бы ты хотел, чтобы тебя наказывали?» При наказании, категорически исключаются телесные наказания и унижения, оскорбления достоинства ребенка. Разговор с ребенком ведется спокойным, ровным, уверенным голосом, не на повышенных тонах.
  • В зависимости от результатов поведения проводиться оценка. Соотнесите, штрафные санкции с проступком ребёнка. Заранее объявите ребёнку об установлении штрафных санкций. Не обсуждайте свое решение, после совершения проступка и договоренности с ребенком. Соотнесите штрафные санкции с возрастом ребенка ( маленькому ребенку будет трудно усидеть на стуле долгое время). Например: «Ты, сегодня хорошо вел себя в детском саду, за это тебе сегодня достается самая вкусная шоколадка! (или просмотр интересного мультика, покупка нового скрипыша и т.д.)» «Ты, сегодня нарушил данное обещание и, поэтому ты лишаешься сегодня просмотра любимого мультика. Мы, же с тобой договорились, что будет так, если будешь плохо себя вести в саду».
  • Единого варианта наказаний нет. Наказание не должно быть отсрочено по времени. При наказании ребенка оставайтесь спокойны. Не злорадствуйте, не говорите, я же тебе говорила! Сегодня произошло, сегодня и обсуждаете произошедшее. При выборе наказаний для ребёнка, можно использовать, следующие варианты:

— дополнительные обязанности (помыть посуду, вытереть пыль, пропылесосить комнату, расставить игрушки и т.д.);
-извинения, ребёнок должен принести извинения, тому, кого обидел. Сказать, почему так поступил и пообещать, что больше так не будет себя вести;
— изоляция, сядь на стул и подумай над своим поведением («злое место», «успокоительный стул». Но, изоляция, не даёт возможности избежать обязанностей;
— лишение, сегодня, ты не будешь смотреть мультики, потому что…;
-денежный штраф, сегодня, ты меня огорчил своим поведением, поэтому лишаешься карманных денег.

  • Используйте, в своих взаимоотношениях больше похвалы, чем наказаний! Поощрения более эффективны в воспитательном процессе. Хвалите, как можно чаще своего ребёнка. Например: «Я вижу, что ты стараешься. Сегодня, ты ведешь себя лучше, чем вчера. Не сравнивать ребёнка с другими детьми! Например: «Как здорово, что ты не забыл. Какой, молодец, что помнишь, что услышал меня. Молодец, так и делай всегда».
  • При похвале, конкретно указывайте, за что хвалите. Хвалите от всего сердца. Например: «Ты такой смелый! Заступился за свою сестру. Такой трудолюбивый, помог маме убраться в квартире».
  • Хороший результат, приносит семейный совет, на котором можно обсудить достижения ребенка, за текущую неделю, высказать свои предложения по улучшению поведения ребенка. Спросить ребёнка: «Как бы, ты себя наказал? Мы, же с тобой договорились. Какое наказание, ты считаешь справедливым в этой ситуации? Дать альтернативу поведения: «Ты, бы мог…» Успешный семейный совет, должен иметь повестку дня. На совете давать ребенку высказаться. Принимать решение вместе. Регулярно, собираться на семейном совете (еженедельно по 30 минут). Создавать позитивную атмосферу доверия на совете. Обязательно завершить встречу, чем-то приятным.
  • Опираемся на сильные стороны ребёнка. Выберете качества ребёнка, которые развиты и Вы хотели бы их развить еще сильнее. Это фундамент Вашего эффективного воспитания.
Пролистать наверх